Название статьи | Развитие музеологии как университетской дисциплины: От технической подготовки к критической музеологии | ||||||||
Авторы | Лоренте Педро Хесус – Ph.D., преподаватель, Испания, университет Сарагосы. Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. | ||||||||
В рубрике | История музеологии и музейного дела | ||||||||
Год | 2011 | Номер журнала | 2 | Страницы | 45-64 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 069:377 | Индекс ББК | |||||
Аннотация |
Музеология преподается в университетах всего мира и в последние десятилетия повсюду переживает настоящий подъем, хотя изредка она оказывается оттесненной популярными сейчас магистерскими программами по менеджменту наследия. На самом деле, начиная еще с пионерских инициатив начала ХХ в., музейные исследования предлагались в рамках ориентированных на практику курсов специализации, целью которых было подготовить потенциальных музейных работников. Сейчас, однако, музеология включается и в программы бакалавриатов, магистратур и докторантур. В некоторых университетах есть отдельные кафедры, посвященные данной теме. Нередко университетские издательства выпускают в свет книги и специализированные журналы по музеологии. Число конференций, семинаров и других научных мероприятий по музеологии, проводимых в университетах, также растет. Все это показывает, что основной площадкой для встреч и дискуссий музейных работников и представителей университетов является сейчас не музей и не профессиональная ассоциация музейных работников, а именно университет. Поэтому нестранно, что ведущие теоретики критической музеологии – именно университетские преподаватели. Критическая музеология получает сейчас распространение во всем мире, она отстаивает характерный для постмодерна отказ от авторитарных линейных нарративов, прежде принятых в музеях, и предлагает новые ответы на такие актуальные социальные проблемы, как возвращение предметов материальной культуры коренным народам, или приемы показа предметов. Так обновление музейной теории одновременно означает и обновление музейной практики. Существенным требованием сторонников критической музеологии является требование отказа от традиционного институционального и анонимного дискурса, находящего выражение в неподписанном этикетаже, сопровождающем экспозицию. Некоторые примеры подобной практики анализируются в данной статье. |
||||||||
Ключевые слова | критическая музеологая, музеология, новая музеология, университет | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|