Лоренте П.Х. Развитие музеологии как университетской дисциплины: от технической подготовки к критической музеологии

Дата публикации:
Название статьи Развитие музеологии как университетской дисциплины: От технической подготовки к критической музеологии
Авторы Лоренте Педро Хесус – Ph.D., преподаватель, Испания, университет Сарагосы. Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В рубрике История музеологии и музейного дела
Год 2011 Номер журнала 2 Страницы 45-64
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 069:377 Индекс ББК  
Аннотация

Музеология преподается в университетах всего мира и в последние десятилетия повсюду переживает настоящий подъем, хотя изредка она оказывается оттесненной популярными сейчас магистерскими программами по менеджменту наследия. На самом деле, начиная еще с пионерских инициатив начала ХХ в., музейные исследования предлагались в рамках ориентированных на практику курсов специализации, целью которых было подготовить потенциальных музейных работников. Сейчас, однако, музеология включается и в программы бакалавриатов, магистратур и докторантур. В некоторых университетах есть отдельные кафедры, посвященные данной теме. Нередко университетские издательства выпускают в свет книги и специализированные журналы по музеологии. Число конференций, семинаров и других научных мероприятий по музеологии, проводимых в университетах, также растет. Все это показывает, что основной площадкой для встреч и дискуссий музейных работников и представителей университетов является сейчас не музей и не профессиональная ассоциация музейных работников, а именно университет. Поэтому нестранно, что ведущие теоретики критической музеологии – именно университетские преподаватели. Критическая музеология получает сейчас распространение во всем мире, она отстаивает характерный для постмодерна отказ от авторитарных линейных нарративов, прежде принятых в музеях, и предлагает новые ответы на такие актуальные социальные проблемы, как возвращение предметов материальной культуры коренным народам, или приемы показа предметов. Так обновление музейной теории одновременно означает и обновление музейной практики. Существенным требованием сторонников критической музеологии является требование отказа от традиционного институционального и анонимного дискурса, находящего выражение в неподписанном этикетаже, сопровождающем экспозицию. Некоторые примеры подобной практики анализируются в данной статье.

Ключевые слова критическая музеологая, музеология, новая музеология, университет
Полный текст статьи Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  •  

 

Метки: музеология, новая музеология, критическая музеологая

Печать