Название статьи |
О будущем музеологии: несколько замечаний к русскому изданию диссертации Петераван Менша |
||||||||
Авторы |
Франсуа Мересс –Ph.D., профессор, Университет Новая Сорбонна, директор Королевскогомузея Маримона(2002 – 2010 гг.), президент Международного комитета по музеологии Международного совета музеев (с 2013 г.), Париж, Франция, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
||||||||
В рубрике | Введение | ||||||||
Год | 2014 | Номер журнала | 1 | Страницы | 6-14 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | Индекс ББК | ||||||
Аннотация |
П. ван Менша можно назвать первым «глобальным»читателем музеологической литературы в современном музейном мире. Знание нескольких языков вместе с широкими международными контактами дали ему возможность познакомиться с таким количеством специализированной литературы, которое было просто недоступно другим музеологам и музейным кураторам. Именноблагодаря этому ему удалось предложить органический синтез наработок «восточноевропейской»,«французской или латинской»и «англо-саксонской»школ. Одна из причин, по которым работаП. ван Менша все еще может представлять интерес, заключается в детальном объяснении того кон-текста (особенно – международного контекста ИКОФОМ), в котором происходило формированиемузеологии. Классификация, которую он предложил для различных подходов к пониманию термина«музеология», не имела прецедентов и сохраняет свое значение до сих пор; из нее видно, какойнеопределенной была вся эта сфера, простиравшаяся от чрезвычайно интуитивного и обобщенногоподхода сторонников «музейной науки»и до гораздо более сложно выстроенных положенийЗ. Странского. Тщательно изучив имеющуюся литературу, П. ван Менш предложил не просто способ понимания и структурирования музеологии как научной дисциплины, но, что особенно важно,способ музеологического мышления, результатом которого стала уникальная музеологическая методология. В центре этой системы находится предмет как носитель данных, со всеми его многочисленными этапами жизни и уровнями информации. То, каким образом предмет попадает в музей – музеализация – находится в центре музеологической системы. Поэтому именно музеализация и структурирует различные функции музея. Модель таких функций, которую предлагает П. ван Менш–сохранение, изучение,коммуникация – получила широкое признание среди музеологов. Концептуальные рамки, которые П. ванМенш предложил в 1992 г. и затем постоянно детализировалв статьях, написанных после завершения диссертации, стали важной отправной точкой для понимания множественности взаимодействий предмета, музея как института и тех контекстов (его истории,музейной профессии, политического иэкономического контекста и т.д.), в которых этот институтреализует свои функции |
||||||||
Ключевые слова |
ИКОФОМ, музей, музеология, Петер ван Менш |
||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|
Метки: музей, музеология, Петер ван Менш, ИКОФОМ